«Чарвакская кругосветка» —
17..18..19 октября 1980 г.
Состав — Володя и Юрочка Клюхины, Борис Ищенко, Саша Панов.
Маршрут: Тшк .. Чарвак /12..19, 17.10/; Чарв ..
Сиджак /10..12, 18.10/; Сиджак .. Нанай .. Богустан /12..15, 18.10; Богустан
.. Бричмулла /15..18, 18.10/; Бричмулла .. Аурахмат /19..20, 18.10/; Аурахмат
.. Юсупхона .. Ходжикент /9-30..16-00, 19.10/; Ходжикент .. Ташкент /16..18,
19.10/.
Состоялся невероятный велопробег! Было сделано всё, чтобы
поехать, однако тревожился я до последнего: как бы не сорвалось…
Хуже всего нам пришлось во второй день, под дождём. Нет, «хуже» — не
то слово, труднее - драматичнее - интереснее. Серпантины горных дорог дарят
велотуристу кайф трёх родов (так мы шутили в пути).
Во-первых — закатывание-затаскивание гружёных велсов
вверх. Во-вторых — окрыляющие, счастливые до одурения
сверхскоростные велоспуски. В-третьих — привалы, ужины и вечерние
посиделки с верными друзьями. Можно было бы ещё продолжить список… Но и этого достаточно.
Первая ночёвка возле теле-ретранслятора
на горе Кокбель над городом Чарвак была тёплая и душевная. Но второй день
оказался промозглым, болезнетворным для меня. Назойливый дождь и
пронизывающий до мозга костей колотун на крылатых спусках сотворили со мной
нехорошее дело — ларингит. Мой музыкальный голос покинул меня на потеху
друзей- велосипедистов. Теперь я мог только едва слышно сипеть при обсуждении
с ребятами дальнейших планов…
В Сиджаке раболталась левая педаль. Подкрутил клин. Через
5 км снова разболталась, что за напасть! Снова подкрутил палец. Мост через
Наувалисай, обеденный привал, и — ужасное открытие — трещина в шатуне. Идея —
заварить. Видели в Нанае строительство нового моста через Пскем, там
сверкала синяя звезда сварки . Теперь для меня это
путеводная звезда. И вот, нажимая только на правую,
— скорее вперёд, через чёртов мост на противоположный левый берег. Чувачки
немного позади. Мгла разродилась холодным дождём,
частыми и крупными каплями. Но мне жарко и мокро под одеждами.
Полуездой-полупешком я стремлюсь к сварщикам. Грандиозный каньон Пскема укрыт
спустившимися с гор облаками. Вдоль и над грунтовкой растянулась красивая
скальная стенка с редкими тоскливыми деревцами у подножия на изумрудных
полянках в тихо моросящем тумане...
Шатун заварен. Продолжаем путь сквозь дождь и туман по «главной
магистрали» посёлка Богустан. Дорога раскисла донельзя, и мы даже кое-где
буксуем. И вот, на очередном подъёме слышен «хряк!» последний предсмертный
«вздох» шатуна. Теперь я больше не ездец…
…Расхлябанная попутная бортовушка подбирает меня вместе с
велсом, и мы трясёмся к Бричмулле, обгоняя таким
образом моих друзей. Вскоре достигаем моста через
Коксу. Возможно, господь бог услышал крик моей души и выслал мне навстречу таджика-пацана, продавшего без лишней торговли за «бир
сум» старенький, но целый шатун. Благослави тебя Аллах, о
мой юный спаситель! Я снова в строю. Жду возле Коксу команду, и ребята, включив «форсаж», очень быстро
появляются.
Когда мы двигались к Аурахмату, был бесподобный закат. Дождь
перестал, и силуэты горных цепей на западе открылись из-под вдруг
поднявшегося облачного занавеса. Контровой свет заходящего
Солнца изысканно прорисовывал Чимганские гребни, и береговая линия Чарвака
была вычерчена серебряно-блестящим тонким бордюром.
С окончательно потерянным голосом и больным горлом промучился я
последнюю ночь без капельки сна, тогда как члены команды оглушительно и от
души храпели в палатке. Утро было ясное и свежее, и нам предстоял сразу после
моста через Чаткал тяжкий путь наверх. И вот, поднявшись пешком до наивысшей
точки над Янгикурганом, летим с бешеной скоростью под горку до Юсупхоны. Этот
кусок пути я проезжаю уже во второй раз и так же счастлив, как и в первый,
когда давным давно мы возвращались с Вовой Клюхиным
и Серёжей Смагиным из Аурахмата от Бори Жураковского…
Путь домой. Я разбит, но доволен всем. Молодой Юрочка предлагает
бешеный темп, и все мы включаемся в этот нелёгкий и безрассудный финишный
спурт. Казалось, что от напряжения могут не выдежать жилы, но запас прочности
не был исчерпан вплоть до Ташкента. Длина героического маршрута составила: 70
Тшк-Ходж + 90 вокруг Чарв вдхр + 70 Ходж-Тшк, итого примерно 230 км!