«Чарвакская кругосветка» — 17..18..19 октября 1980 г.

 

  Состав — Володя и Юрочка Клюхины, Борис Ищенко, Саша Панов. Маршрут: Тшк .. Чарвак /12..19, 17.10/; Чарв .. Сиджак /10..12, 18.10/; Сиджак .. Нанай .. Богустан /12..15, 18.10; Богустан .. Бричмулла /15..18, 18.10/; Бричмулла .. Аурахмат /19..20, 18.10/; Аурахмат .. Юсупхона .. Ходжикент /9-30..16-00, 19.10/; Ходжикент .. Ташкент /16..18, 19.10/.

   Состоялся невероятный велопробег! Было сделано всё, чтобы поехать, однако тревожился я до последнего: как бы не сорвалось… Хуже всего нам пришлось во второй день, под дождём. Нет, «хуже» — не то слово, труднее - драматичнее - интереснее. Серпантины горных дорог дарят велотуристу кайф трёх родов (так мы шутили в пути). Во-первых — закатывание-затаскивание гружёных велсов вверх. Во-вторых — окрыляющие, счастливые до одурения сверхскоростные велоспуски. В-третьих — привалы, ужины и вечерние посиделки с верными друзьями. Можно было бы ещё продолжить список… Но и этого достаточно.

   Первая ночёвка возле теле-ретранслятора на горе Кокбель над городом Чарвак была тёплая и душевная. Но второй день оказался промозглым, болезнетворным для меня. Назойливый дождь и пронизывающий до мозга костей колотун на крылатых спусках сотворили со мной нехорошее дело — ларингит. Мой музыкальный голос покинул меня на потеху друзей- велосипедистов. Теперь я мог только едва слышно сипеть при обсуждении с ребятами дальнейших планов

   В
Сиджаке раболталась левая педаль. Подкрутил клин. Через 5 км снова разболталась, что за напасть! Снова подкрутил палец. Мост через Наувалисай, обеденный привал, и — ужасное открытие — трещина в шатуне. Идея — заварить. Видели в Нанае строительство нового моста через Пскем, там сверкала синяя звезда сварки . Теперь для меня это путеводная звезда. И вот, нажимая только на правую, — скорее вперёд, через чёртов мост на противоположный левый берег. Чувачки немного позади. Мгла разродилась холодным дождём, частыми и крупными каплями. Но мне жарко и мокро под одеждами. Полуездой-полупешком я стремлюсь к сварщикам. Грандиозный каньон Пскема укрыт спустившимися с гор облаками. Вдоль и над грунтовкой растянулась красивая скальная стенка с редкими тоскливыми деревцами у подножия на изумрудных полянках в тихо моросящем тумане...

   Шатун заварен. Продолжаем путь сквозь дождь и туман по «главной магистрали» посёлка Богустан. Дорога раскисла донельзя, и мы даже кое-где буксуем. И вот, на очередном подъёме слышен «хряк!» последний предсмертный «вздох» шатуна. Теперь я больше не ездец…

   …Расхлябанная попутная бортовушка подбирает меня вместе с велсом, и мы трясёмся к Бричмулле, обгоняя таким образом моих друзей. Вскоре достигаем моста через Коксу. Возможно, господь бог услышал крик моей души и выслал мне навстречу таджика-пацана, продавшего без лишней торговли за «бир сум» старенький, но целый шатун. Благослави тебя Аллах, о мой юный спаситель! Я снова в строю. Жду возле Коксу команду, и ребята, включив «форсаж», очень быстро появляются.

   Когда мы двигались к Аурахмату, был бесподобный закат. Дождь перестал, и силуэты горных цепей на западе открылись из-под вдруг поднявшегося облачного занавеса. Контровой свет заходящего Солнца изысканно прорисовывал Чимганские гребни, и береговая линия Чарвака была вычерчена серебряно-блестящим тонким бордюром.

   С окончательно потерянным голосом и больным горлом промучился я последнюю ночь без капельки сна, тогда как члены команды оглушительно и от души храпели в палатке. Утро было ясное и свежее, и нам предстоял сразу после моста через Чаткал тяжкий путь наверх. И вот, поднявшись пешком до наивысшей точки над Янгикурганом, летим с бешеной скоростью под горку до Юсупхоны. Этот кусок пути я проезжаю уже во второй раз и так же счастлив, как и в первый, когда давным давно мы возвращались с Вовой Клюхиным и Серёжей Смагиным из Аурахмата от Бори Жураковского…

   Путь домой. Я разбит, но доволен всем. Молодой Юрочка предлагает бешеный темп, и все мы включаемся в этот нелёгкий и безрассудный финишный спурт. Казалось, что от напряжения могут не выдежать жилы, но запас прочности не был исчерпан вплоть до Ташкента. Длина героического маршрута составила: 70 Тшк-Ходж + 90 вокруг Чарв вдхр + 70 Ходж-Тшк, итого примерно 230 км!

 


Слайд-шоу из восстановленных старинных негативов
<CtrL+колёсико/"+"/"-" для удобного просмотра>
______________________________________________

 

Закат над слиянием Чирчик-Угам




Чимган во мгле




На серпантине перед ретранслятором
Юрочка, Володя, Борис, Саша




Пром-лагерь у ретранслятора




Ночные огни города Чарвак




Утро. Готовимся






Сфумато над Озером




Над долиной Пскема




Чёртов мост




Устье Наувалисая. Вид с Богустана




Вид из посёлка Яккатут на югозапад. Слева Бричмулла, вдали Большой Чимган




Бричмулла. Слева долина Коксу, прямо ущелье Кулосья




Устье Коксу в Бричмулле




Мост через Коксу в Бричмулле.
Катятся Борис слева и Володя справа




По дороге на Аурахмат. Закат в Бричмулле.




Утро крайнего дня. Чаткальский мост и северный фасад вершины Обикашка/Пик Охотничий




Тяжкий подъём к Янгикургану








 

Над Ишак-Куприксаем. Вид на восток


Устье Ишак-Куприксая



Финишный спурт в районе Каранкуля




Гонка за лидером


____________