Длина сверхмарафонского
велотура "Иссык-Кульское кольцо" плюс конец до г.Фрунзе,
плюс кусок до Карабалты = 650 км. Туда, до Чолпонаты, и назад, от Карабалты
(через Джамбул) — автобусом, велосипеды — в багажниках "Икарусов" в
разобранном виде; ну а те Шестьсот Пятьдесят —
"на собственном пару " .......
Долго беспокоила меня мысль: "Надо спешить с
воплощением — потом ведь не представится шанса, и мечта об Иссык-Куле
разлетится мыльным пузырём.
Так вот, в конце концов, после упорных дебатов с Борисом
Ищенко и Евгением Пушкарёвым, мы намечаем отправление на 17 августа 1985 года
автобусом Ташкент-Чолпоната...
Стремительно промчались сквозь ночь в сопровождении звёзд
и огней придорожных населённых пунктов. Ранним утром 18-го через ущелье реки Чу
попадаем в Иссык-Кульскую котловину и в 10-00
выгружаемся в Чолпонате. Затем, в полдень, собрав велсы, укрепив грузы,
пообедав, отправляемся на маршрут. Объезжать озеро будем по часовой стрелке,
следовательно, дорога нас поведёт сейчас на восток, и следующий пункт —
Ананьево.
Довольно-таки резво мы начали, но затем замедлились — надо
было акклиматизироваться. Перед селом Григорьевка озеро и дорога сильно
сближаются, и мы не в силах отказать себе в удовольствии — бросаем железных
коней на обочине и лезем в воду. Прелестны ощущения купальщиков в этой
умопомрачительно прозрачной воде! Слегка сожалею, что не взял маску, но и без
неё подводные картины чудесны. Никогда не ныряю в неведомое с закрытыми глазами. Я его должен видеть. Вдоволь наплескались. Вперёд!
Дорога забирает в горку, уклон небольшой, на глаз
незаметен, весьма ощутим только на педалях. Группа растянулась. Лидирует
Евгений. С совершенно добрыми намерениями время от
времени сбиваю темп: "Стойте, фото на память!" Женька недоволен,
он, как новичок, рвётся вперёд (но повинуется). К шести вечера добираемся до
Ананьева. После микросовещания решаем ночёвку здесь.
Берег низкий, заболоченный. Комары к нам почему-то
доброжелательны и не жрут . Палатку не ставим,
используем как спальник. Хороший ужин, небольшой тяпчик и — отменный сон.
Ночью с неба упали редкие капли, но дождь нас миловал, не разошёлся.
Девятнадцатого в 9-30 выезжаем на большую дорогу.
Сегодняшний кусок — до Пржевальска. Впереди — более сотни км .
Хорошо катятся велосипеды. Дорога уходит от озера влево, на север. Временами
встречаются речки, большие и малые, прозрачные и белесоватые. Горы — по левую
руку, близко. Нас в Ананьеве местный предупредил о
"немалых трудностях в пути". Однако ,
остановить или поколебать это нас никак не может. Приятно, слов нет, нестись
под горку. Не меньший кайф дарят горизонтальные
участки. Ну, а подъёмчики нас просто восторгают! Ехать
"балеринкой", стоя на педалях, мы уже умеем — научены ранними
походами. Балдеем , покоряя пространства, продираясь
сквозь время...
Горы, начиная от Григорьевки, покрыты тяньшаньской елью.
Взбегающий по гребешку ельник смотрится тёмно-зелёной ажурной пилкой на фоне
холодного небесного индиго Ала-Тоо. А озеро ушло от дороги совсем-совсем
далеко. Почти на горизонте впереди справа виден длинный мыс, далеко вдающийся
в Иссык, вытянутый параллельно нашему курсу. Там — Пржевальск, а далее —
Покровка.
Перед Акбулаком пообщались на встречных курсах с группой
велочудаков, которых было около 15-ти человек. Оказывается, мы не одиноки в своём велобезрассудстве. Затем наступает полдень. Следует
хороший спуск перед Кутургой. Награда за половину дневной нормы — обед.
После обеда — Курменты и Тюп. До Пржевальска — 40 км.
Озёрная котловина здесь имеет плоский рельеф, горы отступили, озеро пропало
за горизонтом. Катимся по обширной долине, вертикальный профиль дороги
напоминает трассу на Алмалык: подъёмы-тягуны чередуются с редкими и короткими
(к сожалению) спусками. Как Дар Небес за наши усердные труды через несколько часов показался, наконец-то, долгожданный
Пржевальск. Время — шесть вечера. Тормозимся перед городом, ибо невероятно
проголодались. Здесь широкая, с полкилометра, балка-овраг, притом с чудными
светлыми родниками и изумрудной травкой.
Но в этот момент погода скачком ухудшается! С востока (от
Хан-Тенгри, вероятно) поднимается ветрище — до 10 м/с! Косой такой
спереди-слева. Затем небо быстро смурнеет. "Летим" через город,
подгоняемые ветрилом, задувающим теперь нам в зад, т.к. курс поменялся на 90
градусов, и нас теперь прямо-таки "несёт" на запад. Сгущаются
сумерки и облака. Первая капля щёлкает по носу. За ней — следующая ,
и округу накрывает дождь, желая подмочить нас с багажом вместе. Прячемся от
непогоды под кронами деревьев, которые образовали плотный свод-тоннель над
дорогой. Тут я немного выдохся и отстал от ребятишек. Но мы всё же в потёмках
стремимся к Покровке. И всё-таки нас стопорит усталость, и мы
останавливаемся, не добрамшись. Сворачиваем в поля, налево, на юг, к Терскею.
Под дождецом аварийненько ставим красивую палатку "Мотыль".
Пытаемся раскочегарить примус. Он упрямится и лишь коптит, однако ужин с
грехом пополам приготовлен. Съеден... Валимся спать. Отмахали 125 км.
Наступает утро 20-го. Свежо. Редкие лёгкие облака
досматривают свои ночные сны на склонах Терскей-Алатау. Сумрак убегает на
запад, прочь от лучей солнца. Просыпаемся и упаковываемся. Утро бодрит.
Дыхание проявляется в воздухе паром изо рта. Проклятый "Шмель" сдох и поедет со мной теперь в качестве балласта.
Оказалось, что до вожделённой
Покровки мы не добрали вчера 3 км! Теперь пролетаем это расстояние мигом и
останавливаемся на завтрак, после которого выезжаем на маршрут, хорошо заправленные замухрышной котлеткой и полумутным, но таким
превкуснейшим киргизским чаем. Слегка расстраивает (меня, по крайней мере)
мысль, что проехали вчера мимо Джеты-Огуза. Успокаиваю себя тем, что при
вчерашней усталости ещё 20 км не дотянули бы. Может быть, заглянем в
Барскаун... Через 35-40 км после Покровки встречаемся с Иссыком. Как раз на
том месте, где поворот на Барскаун. Снова мини-совещание, и... большинство
высказывается за неизменение направления движения. Жаль. Прощай, Барскаун.
Привет, Тамга. Знакомые места, мальчишкой бывал я здесь с отцом давным-давно.
Делаю съёмку побережья — пытаюсь на слайдах повторить панораму, что снимал
отец в далёкие 1960-е. Решаем остановиться на обед
близ озера, за медицинским пляжем ТуркВО. День яркий, контрастные, радостные
краски индуктируют в душе восторженные, неземные ощущения. Обедик мы готовим
на вновь приобретённой паяльной лампе (в посёлке Дархан, перед Тамгой). Время
15-00.
Непередаваемо приятно ринуться в слабосолёные ласковые
волны. Опять ныряю, чтобы вновь восхититься подводным миром. Причудливые и
безмолвные пейзажи раскрашены всеми цветами радуги и демонстрируют
невероятные, фантастические формы. Коралловый риф, да и только! Солнце
прошивает массу прозрачной воды на большую глубину. У берега — до дна.
График движения, строго охраняемый Женей Пушкарёвым,
отрывает нас от райского занятия. Побалдели? — за работу. Часам к 19-ти
подруливаем к Каджисаю.
По пути нас сопровождали слева живописнейшие склоны
Терскея, над которыми природные стихии поработали творчески, изукрасив горы
прихотливым узором, вымывая и выветривая их. А справа тянулись изумительные
пустынные песчаные пляжи и пенный прибой... Просквозив Каджисай, устраиваемся
ночевать на одном из бесчисленных прекрасных пляжей южного берега. Снова
купание — заслуженная и славная награда за "ратный труд" в пути.
Борис кинокамерой фиксирует ближние и дальние горизонты. Там вдали за спиной,
на суше, параллельно нашему берегу тянутся гребни Терскея, украшенные
шикарными лесами, а совсем дальше за ними — вечные
снега на пятитысячниках. И на снегах стынут оранжевые лучи вечернего Светила.
А по зеркалу озера мирно ползёт баржа куда-то в сторону Рыбачьего. Недалеко
от берега качаются на гладких покойных волнах нырки, которые изредка
отправляются за своим ужином под водой... Ночное небо щедро усыпано
космическими светляками. И под сиянием вечных звёзд мы засыпаем, а потому и
снятся нам сны праведные.
Хорошо себя чувствуя, готовые к
новым подвигам, отправляемся в путь 21-го. Сразу же дорога забирает вверх.
Минуем речку Кеклики и удаляемся от берега поближе к горам. Колоссальны
картины ледников и снежников: они ну просто-таки висят над долинами. До них
рукой подать — каких-то полсотни километров. Движемся на первой передаче,
монотонный подъём. Небо ясное. Наверное, к концу дня подпечёмся.
Вот и Боконбаево. Заправляемся водичкой, ведь и впереди
предвидится хорошенький подъём. Сближаемся с преграждающей путь вперёд горной
грядой. Ну конечно, нам предстоит перевал. Так и есть! После реки Аксай
начинаем пыхтеть круто вверх. Где-то около 13-ти часов мы всё-таки решили
пообедать, и хоть невкусно, но не напрасно — тяжкий пе-ре-ва-л заставил
некоторых из нас спешиться, но так или иначе, перевал взят! Въехав на него, я
обнаруживаю безобразного зверя "полу-барса-полу-пантеру" с отбитой
нижней челюстью. Эта милая зверюга охраняет верхнюю
точку. Ветер шуршит травами и свистит в ушах. Ну да ладно, погнали вниз! Это
просто бесподобно, когда стрелка спидометра бьётся где-то возле отметки
"50". Теперь мы идём на четвёртой передаче. Рамы и спицы железных
коней то ли стонут, то ли поют, но из последних сил терпят.
"Пантера" осталась в 10 км позади. (Сдается, высота седла была
где-то 1000м). Взлетаем на очередной короткий подъёмчик. Последний ,
кажется, на нашем кольцевом маршруте.
Солнце теперь шпарит слева, четыре часа дня. Вновь
встречаемся с голубым простором. На дальнем северном берегу уже видно Рыбачье. Мы стремимся туда изо всех сил, осталось 30 км.
Попадаются участки разбитой дороги. Трясёмся по щебёнке, будь она неладна. Вот наконец — классное шоссе. Справа тянется заповедный
берег, и становится ясно, что искупаемся мы только в Рыбачьем .
Когда дорога повела нас вправо, на север, дикий ветроган
накинулся на бедных велотуристов, не давая им двигаться вовсе. И пришлось
протискиваться сквозь этот поток с черепашьей скоростью 10 км/час. Над
распалённым асфальтом видны струи знойного воздуха. И картины далёкого
северного берега колеблются и размываются массами стелющейся вдоль дороги
взбесившейся атмосферы. Через марево проступают очертания какого-то аккуратненького
городка в преддверии пункта наших устремлений. Это — город мёртвых, мазар.
Киргизы для своих усопших воздвигают жилища не хуже, чем для живых.
Наконец, в 18-00 добираемся, измождённые, до Рыбачьего.
Ужинаем в занюханной забегаловке на базаре,
никак не можем удовлетвориться едой, которая состоит из какой-то каши и
котлетки, но сдобренная кусочками иссык-кульского фирменного копчёного сала,
только что купленного. Все, кроме Е., купаются на диком и грязном пляже возле
порта. Физические и моральные резервы на пределе. И всё же, превозмогая
усталость и встречный вал ветра, продвигаемся по ущелью до встречи с рекой Чу. "До встречи!" — говорим с этого
момента Иссык-Кулю.
Исключительно полноценно отдохнули перед решительным
броском до Фрунзе (165 км). Теперь приветливая Чу
будет радовать пасторальными видами: широкие излучины, вода — слеза,
прохладная зелень лугов под кронами аккуратных деревьев. Всё это слева от
дороги. Справа — разноцветные, но голые склоны Кунгея, подступившего
к дороге вплотную.
К двенадцати въезжаем в узкое горло Боомского ущелья, и —
всё! — где-то включили гигантский вентилятор, нас опять сдувает назад к
озеру. Да разве мы позволим так над собой издеваться? Только впер-р-р-рёд.
Трудности эти желанные, они нам дарят мгновенья настоящей жизни. И, оценивая ущелие в общем, заключаем: не так страшно, как ожидалось.
Вплоть до Быстровки обсуждаем, не остаться ли ещё на одну ночёвку возле Чу? Но вода в реке где-то приняла известковую муть и
теперь как-то не манит, да и уходит от дороги всё дальше вправо, куда-то к
Балхашу... Кроме того, злит встречный поток, вызывая на соревнование. Мы
должны против него выступить единым слитным агрегатом, что и происходит, мы
сплачиваемся!
Известна тактика смены лидера в командной гонке —
применяем её вполне профессионально и имеем скорость 30 км/час. После трёх
часов дня солнечные лучи увеличивают общее лобовое сопротивление, их давление
складывается с ветровым. Да ещё дорога после Токмака
(где мы тяпнули по литру кефира на каждого) становится
архиотвратительной — гравий, залитый битумом, который растекается под
солнцем. Адская топка.
В общем, к девяти вечера, кое-как преодолев все тяготы,
вкатываемся во Фрунзе. У Бори хрустит коленка. У Жени немеют кисти рук. У
Саши порвалось четыре спицы. Но всё это нельзя считать настоящими потерями.
Главный удар наносит Фортуна: билетов нет ни на автобус, ни на железку. Боря
изрекает: "Влипли!" Это истина. Женя в
неверном свете фонарей изучает атлас (порядком затасканный) и объявляет:
"Завтра едем до Луговой. Подумаешь, плюс 89
км!" С удовольствием мы с Борей на это соглашаемся, заморенные вконец.
Утро 23 августа освещает трёх велобродяг, продирающих
зенки в пыли городского захламлённого сквера столицы
Киргизии, где те бродяги рухнули вчера на ночёвку как попало. Зато впритык с
автостанцией. Но и это тесное соседство не помогло: мЭст нЭт. Будем
педалировать до Луговой. Но не 89, а 159 километров!
Впотьмах вчера с устатку померещилось 89. Саша почти полностью
переспицовывает колёса, иначе никуда не можно было бы сдвинуться. Затем
покорно выезжаем. И езда идёт туго-туго, особенно, когда попрощались с
Фрунзенской кольцевой и выехали на Джамбульский тракт, весьма выщербленный и
палимый солнцем. К четырём часам доползаем до Карабалты (проглотив уже 70
км)... Стремясь использовать все возможности для скорейшего избавления от
мучений, пытаемся сесть на проходящий
Алмата-Джамбул. И это, хоть и трудно такое представить, нам удаётся со второй
попытки!! Безжалостно впихиваем разобранные велсы в пасти
уже забитых (!) багажников...
После ещё одной полоумной джамбульской
ночёвки в придорожной канаве, на следующий день 24.08.1985 в 19-00 рейсовый
инвалидный автобус из Джамбула (шедший все 300 км на третьей передаче)
доставляет нас, мытарей-от-велосипеда, в родной город Ташкент.
Это было эпохально. Такое вряд ли повторится. Но
отныне будет жить в нашей памяти.