:: Солёные километры Иссык-Куля. 1985 ::



    Длина сверхмарафонского велотура "Иссык-Кульское кольцо" плюс конец до г.Фрунзе, плюс кусок до Карабалты = 650 км. Туда, до Чолпонаты, и назад, от Карабалты (через Джамбул) — автобусом, велосипеды — в багажниках "Икарусов" в разобранном виде; ну а те Шестьсот Пятьдесят — "на собственном пару " .......

  Долго беспокоила меня мысль: "Надо спешить с воплощением — потом ведь не представится шанса, и мечта об Иссык-Куле разлетится мыльным пузырём.

  Так вот, в конце концов, после упорных дебатов с Борисом Ищенко и Евгением Пушкарёвым, мы намечаем отправление на 17 августа 1985 года автобусом Ташкент-Чолпоната...

  Стремительно промчались сквозь ночь в сопровождении звёзд и огней придорожных населённых пунктов. Ранним утром 18-го через ущелье реки Чу попадаем в Иссык-Кульскую котловину и в 10-00 выгружаемся в Чолпонате. Затем, в полдень, собрав велсы, укрепив грузы, пообедав, отправляемся на маршрут. Объезжать озеро будем по часовой стрелке, следовательно, дорога нас поведёт сейчас на восток, и следующий пункт — Ананьево.

 Довольно-таки резво мы начали, но затем замедлились — надо было акклиматизироваться. Перед селом Григорьевка озеро и дорога сильно сближаются, и мы не в силах отказать себе в удовольствии — бросаем железных коней на обочине и лезем в воду. Прелестны ощущения купальщиков в этой умопомрачительно прозрачной воде! Слегка сожалею, что не взял маску, но и без неё подводные картины чудесны. Никогда не ныряю в неведомое с закрытыми глазами. Я его должен видеть.  Вдоволь наплескались. Вперёд!

 Дорога забирает в горку, уклон небольшой, на глаз незаметен, весьма ощутим только на педалях. Группа растянулась. Лидирует Евгений. С совершенно добрыми намерениями время от времени сбиваю темп: "Стойте, фото на память!" Женька недоволен, он, как новичок, рвётся вперёд (но повинуется). К шести вечера добираемся до Ананьева. После микросовещания решаем ночёвку здесь.

 Берег низкий, заболоченный. Комары к нам почему-то доброжелательны и не жрут . Палатку не ставим, используем как спальник. Хороший ужин, небольшой тяпчик и — отменный сон. Ночью с неба упали редкие капли, но дождь нас миловал, не разошёлся.

 Девятнадцатого в 9-30 выезжаем на большую дорогу. Сегодняшний кусок — до Пржевальска. Впереди — более сотни км . Хорошо катятся велосипеды. Дорога уходит от озера влево, на север. Временами встречаются речки, большие и малые, прозрачные и белесоватые. Горы — по левую руку, близко. Нас в Ананьеве местный предупредил о "немалых трудностях в пути". Однако , остановить или поколебать это нас никак не может. Приятно, слов нет, нестись под горку. Не меньший кайф дарят горизонтальные участки. Ну, а подъёмчики нас просто восторгают! Ехать "балеринкой", стоя на педалях, мы уже умеем — научены ранними походами. Балдеем , покоряя пространства, продираясь сквозь время...

 Горы, начиная от Григорьевки, покрыты тяньшаньской елью. Взбегающий по гребешку ельник смотрится тёмно-зелёной ажурной пилкой на фоне холодного небесного индиго Ала-Тоо. А озеро ушло от дороги совсем-совсем далеко. Почти на горизонте впереди справа виден длинный мыс, далеко вдающийся в Иссык, вытянутый параллельно нашему курсу. Там — Пржевальск, а далее — Покровка.

 Перед Акбулаком пообщались на встречных курсах с группой велочудаков, которых было около 15-ти человек. Оказывается, мы не одиноки в своём велобезрассудстве. Затем наступает полдень. Следует хороший спуск перед Кутургой. Награда за половину дневной нормы — обед.

 После обеда — Курменты и Тюп. До Пржевальска — 40 км. Озёрная котловина здесь имеет плоский рельеф, горы отступили, озеро пропало за горизонтом. Катимся по обширной долине, вертикальный профиль дороги напоминает трассу на Алмалык: подъёмы-тягуны чередуются с редкими и короткими (к сожалению) спусками. Как Дар Небес за наши усердные труды через несколько часов показался, наконец-то, долгожданный Пржевальск. Время — шесть вечера. Тормозимся перед городом, ибо невероятно проголодались. Здесь широкая, с полкилометра, балка-овраг, притом с чудными светлыми родниками и изумрудной травкой.

  Но в этот момент погода скачком ухудшается! С востока (от Хан-Тенгри, вероятно) поднимается ветрище — до 10 м/с! Косой такой спереди-слева. Затем небо быстро смурнеет. "Летим" через город, подгоняемые ветрилом, задувающим теперь нам в зад, т.к. курс поменялся на 90 градусов, и нас теперь прямо-таки "несёт" на запад. Сгущаются сумерки и облака. Первая капля щёлкает по носу. За ней — следующая , и округу накрывает дождь, желая подмочить нас с багажом вместе. Прячемся от непогоды под кронами деревьев, которые образовали плотный свод-тоннель над дорогой. Тут я немного выдохся и отстал от ребятишек. Но мы всё же в потёмках стремимся к Покровке. И всё-таки нас стопорит усталость, и мы останавливаемся, не добрамшись. Сворачиваем в поля, налево, на юг, к Терскею. Под дождецом аварийненько ставим красивую палатку "Мотыль". Пытаемся раскочегарить примус. Он упрямится и лишь коптит, однако ужин с грехом пополам приготовлен. Съеден... Валимся спать. Отмахали 125 км.

  Наступает утро 20-го. Свежо. Редкие лёгкие облака досматривают свои ночные сны на склонах Терскей-Алатау. Сумрак убегает на запад, прочь от лучей солнца. Просыпаемся и упаковываемся. Утро бодрит. Дыхание проявляется в воздухе паром изо рта. Проклятый "Шмель" сдох и поедет со мной теперь в качестве балласта.

  Оказалось, что до вожделённой Покровки мы не добрали вчера 3 км! Теперь пролетаем это расстояние мигом и останавливаемся на завтрак, после которого выезжаем на маршрут, хорошо заправленные замухрышной котлеткой и полумутным, но таким превкуснейшим киргизским чаем. Слегка расстраивает (меня, по крайней мере) мысль, что проехали вчера мимо Джеты-Огуза. Успокаиваю себя тем, что при вчерашней усталости ещё 20 км не дотянули бы. Может быть, заглянем в Барскаун... Через 35-40 км после Покровки встречаемся с Иссыком. Как раз на том месте, где поворот на Барскаун. Снова мини-совещание, и... большинство высказывается за неизменение направления движения. Жаль. Прощай, Барскаун. Привет, Тамга. Знакомые места, мальчишкой бывал я здесь с отцом давным-давно. Делаю съёмку побережья — пытаюсь на слайдах повторить панораму, что снимал отец в далёкие 1960-е. Решаем остановиться на обед близ озера, за медицинским пляжем ТуркВО. День яркий, контрастные, радостные краски индуктируют в душе восторженные, неземные ощущения. Обедик мы готовим на вновь приобретённой паяльной лампе (в посёлке Дархан, перед Тамгой). Время 15-00.

  Непередаваемо приятно ринуться в слабосолёные ласковые волны. Опять ныряю, чтобы вновь восхититься подводным миром. Причудливые и безмолвные пейзажи раскрашены всеми цветами радуги и демонстрируют невероятные, фантастические формы. Коралловый риф, да и только! Солнце прошивает массу прозрачной воды на большую глубину. У берега — до дна.

  График движения, строго охраняемый Женей Пушкарёвым, отрывает нас от райского занятия. Побалдели? — за работу. Часам к 19-ти подруливаем к Каджисаю.

  По пути нас сопровождали слева живописнейшие склоны Терскея, над которыми природные стихии поработали творчески, изукрасив горы прихотливым узором, вымывая и выветривая их. А справа тянулись изумительные пустынные песчаные пляжи и пенный прибой... Просквозив Каджисай, устраиваемся ночевать на одном из бесчисленных прекрасных пляжей южного берега. Снова купание — заслуженная и славная награда за "ратный труд" в пути. Борис кинокамерой фиксирует ближние и дальние горизонты. Там вдали за спиной, на суше, параллельно нашему берегу  тянутся гребни Терскея, украшенные шикарными лесами, а совсем дальше за ними — вечные снега на пятитысячниках. И на снегах стынут оранжевые лучи вечернего Светила. А по зеркалу озера мирно ползёт баржа куда-то в сторону Рыбачьего. Недалеко от берега качаются на гладких покойных волнах нырки, которые изредка отправляются за своим ужином под водой... Ночное небо щедро усыпано космическими светляками. И под сиянием вечных звёзд мы засыпаем, а потому и снятся нам сны праведные.

  Хорошо себя чувствуя, готовые к новым подвигам, отправляемся в путь 21-го. Сразу же дорога забирает вверх. Минуем речку Кеклики и удаляемся от берега поближе к горам. Колоссальны картины ледников и снежников: они ну просто-таки висят над долинами. До них рукой подать — каких-то полсотни километров. Движемся на первой передаче, монотонный подъём. Небо ясное. Наверное, к концу дня подпечёмся.

  Вот и Боконбаево. Заправляемся водичкой, ведь и впереди предвидится хорошенький подъём. Сближаемся с преграждающей путь вперёд горной грядой. Ну конечно, нам предстоит перевал. Так и есть! После реки Аксай начинаем пыхтеть круто вверх. Где-то около 13-ти часов мы всё-таки решили пообедать, и хоть невкусно, но не напрасно — тяжкий пе-ре-ва-л заставил некоторых из нас спешиться, но так или иначе, перевал взят! Въехав на него, я обнаруживаю безобразного зверя "полу-барса-полу-пантеру" с отбитой нижней челюстью. Эта милая зверюга охраняет верхнюю точку. Ветер шуршит травами и свистит в ушах. Ну да ладно, погнали вниз! Это просто бесподобно, когда стрелка спидометра бьётся где-то возле отметки "50". Теперь мы идём на четвёртой передаче. Рамы и спицы железных коней то ли стонут, то ли поют, но из последних сил терпят. "Пантера" осталась в 10 км позади. (Сдается, высота седла была где-то 1000м). Взлетаем на очередной короткий подъёмчик. Последний , кажется, на нашем кольцевом маршруте.

  Солнце теперь шпарит слева, четыре часа дня. Вновь встречаемся с голубым простором. На дальнем северном берегу уже видно Рыбачье. Мы стремимся туда изо всех сил, осталось 30 км. Попадаются участки разбитой дороги. Трясёмся по щебёнке, будь она неладна. Вот наконец — классное шоссе. Справа тянется заповедный берег, и становится ясно, что искупаемся мы только в Рыбачьем .

  Когда дорога повела нас вправо, на север, дикий ветроган накинулся на бедных велотуристов, не давая им двигаться вовсе. И пришлось протискиваться сквозь этот поток с черепашьей скоростью 10 км/час. Над распалённым асфальтом видны струи знойного воздуха. И картины далёкого северного берега колеблются и размываются массами стелющейся вдоль дороги взбесившейся атмосферы. Через марево проступают очертания какого-то аккуратненького городка в преддверии пункта наших устремлений. Это — город мёртвых, мазар. Киргизы для своих усопших воздвигают жилища не хуже, чем для живых.

  Наконец, в 18-00 добираемся, измождённые, до Рыбачьего. Ужинаем в  занюханной забегаловке на базаре, никак не можем удовлетвориться едой, которая состоит из какой-то каши и котлетки, но сдобренная кусочками иссык-кульского фирменного копчёного сала, только что купленного. Все, кроме Е., купаются на диком и грязном пляже возле порта. Физические и моральные резервы на пределе. И всё же, превозмогая усталость и встречный вал ветра, продвигаемся по ущелью  до встречи с рекой Чу. "До встречи!" — говорим с этого момента Иссык-Кулю.

  Исключительно полноценно отдохнули перед решительным броском до Фрунзе (165 км). Теперь приветливая Чу будет радовать пасторальными видами: широкие излучины, вода — слеза, прохладная зелень лугов под кронами аккуратных деревьев. Всё это слева от дороги. Справа — разноцветные, но голые склоны Кунгея, подступившего к дороге вплотную.

  К двенадцати въезжаем в узкое горло Боомского ущелья, и — всё! — где-то включили гигантский вентилятор, нас опять сдувает назад к озеру. Да разве мы позволим так над собой издеваться? Только впер-р-р-рёд. Трудности эти желанные, они нам дарят мгновенья настоящей жизни. И, оценивая ущелие в общем, заключаем: не так страшно, как ожидалось. Вплоть до Быстровки обсуждаем, не остаться ли ещё на одну ночёвку возле Чу? Но вода в реке где-то приняла известковую муть и теперь как-то не манит, да и уходит от дороги всё дальше вправо, куда-то к Балхашу... Кроме того, злит встречный поток, вызывая на соревнование. Мы должны против него выступить единым слитным агрегатом, что и происходит, мы сплачиваемся!

  Известна тактика смены лидера в командной гонке — применяем её вполне профессионально и имеем скорость 30 км/час. После трёх часов дня солнечные лучи увеличивают общее лобовое сопротивление, их давление складывается с ветровым. Да ещё дорога после Токмака (где мы тяпнули по литру кефира на каждого) становится архиотвратительной — гравий, залитый битумом, который растекается под солнцем. Адская топка.

  В общем, к девяти вечера, кое-как преодолев все тяготы, вкатываемся во Фрунзе. У Бори хрустит коленка. У Жени немеют кисти рук. У Саши порвалось четыре спицы. Но всё это нельзя считать настоящими потерями. Главный удар наносит Фортуна: билетов нет ни на автобус, ни на железку. Боря изрекает: "Влипли!" Это истина. Женя в неверном свете фонарей изучает атлас (порядком затасканный) и объявляет: "Завтра едем до Луговой. Подумаешь, плюс 89 км!" С удовольствием мы с Борей на это соглашаемся, заморенные вконец.

  Утро 23 августа освещает трёх велобродяг, продирающих зенки в пыли городского захламлённого сквера столицы Киргизии, где те бродяги рухнули вчера на ночёвку как попало. Зато впритык с автостанцией. Но и это тесное соседство не помогло: мЭст нЭт. Будем педалировать до Луговой. Но не 89, а 159 километров! Впотьмах вчера с устатку померещилось 89. Саша почти полностью переспицовывает колёса, иначе никуда не можно было бы сдвинуться. Затем покорно выезжаем. И езда идёт туго-туго, особенно, когда попрощались с Фрунзенской кольцевой и выехали на Джамбульский тракт, весьма выщербленный и палимый солнцем. К четырём часам доползаем до Карабалты (проглотив уже 70 км)... Стремясь использовать все возможности для скорейшего избавления от мучений, пытаемся сесть на проходящий Алмата-Джамбул. И это, хоть и трудно такое представить, нам удаётся со второй попытки!! Безжалостно впихиваем разобранные велсы в пасти уже забитых (!) багажников...

После ещё одной полоумной джамбульской ночёвки в придорожной канаве, на следующий день 24.08.1985 в 19-00 рейсовый инвалидный автобус из Джамбула (шедший все 300 км на третьей передаче) доставляет нас, мытарей-от-велосипеда, в родной город Ташкент.

  Это было эпохально. Такое вряд ли повторится. Но отныне будет жить в нашей памяти.





Слайд-шоу:


Моя семья — Леночка, Женечка и Татьяна — нас провожают из Ташкента


Выгрузка из автобуса и сборка велосипедов в Чолпонате



Начало пути на восток




Слева направо: Борис Ищенко, Евгений Пушкарёв, Александр Панов


Борис разведчик



Ананьево



Свежее утро


На фоне Семёновского ущелья


Там, за гребнем, в 50-ти км на север — Алма-Ата




Вот они — герои и пройденная на данный момент дистанция

Сенокос по правую руку. Озеро вдали.


Перед Кутургой




Тюп








Перед городом Пржевальск


Выезд из города Пржевальск. Началась дорога на запад. Впереди Покровка






Придорожный лагерь перед Покровкой




Покровка. Заправочня станция.




Джеты-Огуз в 20 км на юг от нашей трассы




Боря-съёмщик.


Барскаун в 15 км на юг от нашей трассы




Встреча с южным берегом озера перед Тамгой






Все на своих конях.


Тамга. Панорама развёртывается




Вода-слеза. Счастливые дети природы.


Девятый вал.




Обеденный привал.


По пути на Каджи-Сай










Следующий пункт — Боконбаево






Перевал за речкой Кеклики. Панорама развёртывается




Перевал остался в 10-ти километрах позади
в восточном направлении, — куда смотрит друг мой велс.


Далеко в 40 км на севере показалось Рыбачье


Но мы стремимся на запад, к завершению кольца в Рыбачьем


Панорама развёртывается на юг от трассы —
в сторону Ферганской долины.


Справа впереди по курсу появится Рыбачье








Женя давит массу.


Саша готовится к заплыву.


"Ты куда пропал?"


Прощай, Иссык-Куль. Выезд из Рыбачьго.


Покидаем котловину озера —
в северном направлении вдоль реки Чу.


 Через Боомское ущелье движемся на Фрунзе


Панорама перед ущельем развёртывается




Выкатились на равнину. Через 70 км — Фрунзе


Заморенные безбилетники утром на автовокзале Фрунзе


Выгрузка из автобуса в Ташкенте. Финиш героического похода!


_________________
Оглавление

_________________