«Ферганская вело-кругосветка». 1..5 июля 1983 г
Важнейшее достижение —
«Ферганская вело-кругосветка». 1..5 июля 1983 г. 550 км. Констатирую —
из той группы вело-энтузиастов, в которую когда-то я был завлечён моим
студенческим товарищем Клюхиным, — все уже остепенились, — кроме меня.
Следствием чего и являются мои всё новые и новые небывалые и дерзкие
походы. Ясно из предисловия, что не всегда я нахожу достаточно физически
подготовленных попутчиков, но зато! — верных своему 32-летнему
«командору» на все сто. Александр Геннадьевич Евдокимов, 16 лет, сумел
поймать второе дыхание только на третий день авантюры. И это,
безусловно, добавляет ему индивидуального мужества и моей к нему
симпатии. И закаляет наше общее боевое братство.
Итак.
1/07. Выезжаем в 6:00. В Ангрене мы были в 14:00. Было тяжеловато,
душновато, длинновато. После Ахангарана (уже 50 км пройдено) сделали
первый привал, чтобы подкрепиться шоколадкой, и вот здесь в теньке
придорожных деревьев — мелькнула мысль отказаться от затеи, пока не
поздно. Но эту думу вытеснила другая — «будет потом стыдно!» Миновали
колоссы Новоангренской ГРЭС — такие поднебесные из бетона сделанные
трубы и гигантские конуса градирен. Недалеко от этого места — чистый
канал. Конечно, купаемся.
В
Ангрене (после 100 км езды) хотелось подкрепиться как следует, и вот мы
поглощаем по пять чебуреков на рыло. 16:00 — вперёд, в неизведанное.
Действительное совсем не похоже на ожидавшееся. От восточной границы
Ангрена до точки «33-й километр» на самом деле 40 км. Серьёзный и
седой Бабайтаг строго следит за нами слева.
Минуем
водохранилище по правую руку, весьма живописное но без изысков,
аскетичное. Въезжаем в каньон р. Ангрен, весьма суровый, вначале
подавляющий, затем восторгающий. Скалы нагромождены почти вертикальными
стенками с раскраской преимущественно красных оттенков. Дорога дарит
спуски и подъёмы, которых всё-таки больше. Платим градинами своего пота
за каждые взятые сто метров.
И
вот в 21:00 достигаем моста через реку Ангрен. Означенный мост и
выводит нас на левый берег к началу подъёма на перевал Камчик.
Сашка-младший, не притрагиваясь к благоуханному пакетному с тушонкой
ужину, что я от души готовил на "Шмеле", валится в мертвецкий сон........
2/07.
Спешим с утра, но двигаться начинаем только в 10:00.
Утро нас вынимает из сна...
Ах, как спали мы сладко.
Выползаем на волю. Тесна
Наша мини-палатка.
Разгорается день. Шум реки
Окончательно будит.
Мельтешат у воды мотыльки.
Нынче жарко нам будет.
Горы цепью пред нами стоят,
Но намеренья твёрды.
А у великов спицы блестят
И рогатые морды... |
Дорога сильно
забирает вверх.
Пешком толкаем велы, тактика знакомая.
Через час
движения по асфальту вдоль над ущельем Камчиксая (идём чётко на юг) ——
взорам открывается перевальная седловина. Где-то в 12:00 достигаем
подножия главного серпантина.
Серпантина без счёта витки
Дарят нам наслажденье.
Разгорается день. Шум реки
Уж затих в отдаленьи.
Облака над горами парят,
А на склонах — их тени.
Путь нелёгок наверх двух ребят
Средь полуденной лени.
Припекает Светило... как вдруг —
Синь небесного свода
Меркнет вмиг... Дождь вокруг! —
Тучи льют на нас воду.
Как пронзительно радует душ! —
Хоть не раз так бывало, —
Это ведь — омовение душ
На пути к Перевалу!
|
…Когда
уминали шашлыки, вдруг налетела огромная куча облаков, одарившая землю
кратковременным мощным ливнем. Не ждём его окончания и начинаем
штурмовать перевал Камчик. Покорили верхнюю отметку 2268 м в 15:00.
Отсюда до Коканда 80 км, а от Ташкента 160 км.
Спуск одуряющ! Птицами летим по серпантинам над урочищем речки Резаксай.
Всё расстояние до Коканда — только вниз.
Скорость невероятная.
Часов
в шесть вечера достигаем реки Сырдарья в районе посёлка Пунган.
Купаемся. А рядом на мели вздувшаяся погибшая корова... Дальше ехать не
сладко по горизонтальной дороге. Санька заявляет: «В глазах тёмные
круги» Что делать? Да вот что: только вперёд! 19:30 — Коканд, шашлычная у
дороги, насыщение.
В
город углубились на 1 км. Ищем путь на Канибадам, не находим. Но нам
подсказывают выезд по обводной дороге. И мы, доехав в западном
направлении до пригородных колхозов, сворачиваем на ночёвку в поля. Уж
очень мы алкаем отдыха — да и загруженные рюкзаками багажники
перевешивают, а велсы стремятся в заметно слабеющих руках сделать
«козла». Располагаемся под открытым небом. Отменно в ночи пахнут конопля
и полынь, и тихий хоровод звёзд умиротворяет уставших путников…
3/07.
Сегодня надо проехать 130 км до Ленинабада через Канибадам. Я как
огурчик — побрился. Щетина не будет цепляться за встречный поток. В
12:00 — Канибадам. В этом месте чаша Ферганской долины сужается —
северное и южное горное обрамление доступны обозрению одновременно, чего
не было в Коканде, где ширина долины ~200 км. В Канибадаме обед в
придорожной столовке, супчик, пирожки, лимонад. В 14:00 берём курс на
Ленинабад.
Через 10 км пути по правую руку появляется
Кайраккумское море. С нетерпением вертим педали, желая поскорее
сблизиться с берегом. Однако, дорога ни в какую не идёт на это
сближение. И, вместе с тем, асфальт размяк под солнечным пеклом. Дорога
вихляет вверх-вниз. Не подарок — этот кусок маршрута.
В 16:00
подползаем к берегу моря. Надо бы освежиться, и мы лезем через ж/д пути
направо наобум к воде. Перед кромкой прибоя попадаем в болото —
постоянно заливаемый низкий южный берег. Чтобы принять омовение, надо
заходить метров на 50. Вода, вследствие вчерашнего шторма — мутновата.
Но всё равно испытываем наслаждение. При дальнейшем движении мы
обнаруживаем более легкодоступный чистый пляж за 10 км от Ленинабада.
После
этого движение сильно замедляется лобовым злобным воздушным потоком и
горкой. Так что в городке Чкаловск под ЛНБ мы оказываемся уже в
20:00. Кушаем мороженое и пьём восхитительный лимонад в городском парке.
Ночуем на белых простынях, приняв душ в доме Викторова Степана
Викторовича, друга молодости моего отца. Достойный мужчина, узнав меня
(!) радушно нас принял и даже стопочку поднёс. Рекомендательное письмо
его растрогало и, безусловно, сработало.
4/07.
8:00 — ЛНБД. Лихо проносимся по улицам сияющего советского города.
Мимоходом, вследствие спешки, с сожалением глядим на радушно
распростёртые объятия разнообразных магазинчиков с чудесным шмотьём и
вкусным хавчиком...
Но мы быстренько выезжаем из города на ту же трассу,
где мы ехали в полудрёме с другом Клюхиным 2 года тому назад. Предстоит
прокрутить ещё + 40 км до Бекабада. Но на этот раз мы забираемся
на перевальчик, отклонившись южнее влево от того давнего курса. Мучения
окупаются — дальше только вниз.
Вдоль
дороги всё реже, но всё-таки попадаются артезианские насосы, качающие
наверх прохладную солоноватую воду. Это нам помогает. Не пропустили ни
одной почти поилки и восторгаемся прекрасным древним "гранд-каньоном"
реки местного значения Нау.
В 12:00 въезжаем на плотину Фархадской ГЭС.
Затем
в Бекабаде находим столовку и на предпоследние гроши смачно обедаем
борщом на первое, котлетками на второе и компотиком на третье.
В
14:00 труба зовёт— пора в Ташкент! Дорога — душегубка, ведь мы
едем в самую чиллю. Скорость 12 кмч, а до Буки ещё 70 км. Встречный
такой жгучий северо-западный суховей здорово нас тормозит. Педалируем на
север. Слева — манящие чистые старицы Сырдарьи, далековато. Справа —
Кураминский гребнь колеблется в мареве, очень далеко...
Где
же ты, Бука?! Изнемогаем, мучаемся, спицы наших двух верных велосипедов
— четырёхскоростного "Спутника" и односкоростного "Урала" с
регулярностью 1шт на 10 км начинают рваться... В 19:30
въехали в Буку после этих солёных километров. На последние 20 копеек
берём буханку хлеба, чтобы ещё через 15 км за 1,5 часа уничтожить её на
берегу Ташморя. Там, на пляже, обессиленные, — ложимся на ночёвку, даже
не искупавшись. Комары милосердны.
5/07. С утра в темпе
преодолеваем жалкие оставшиеся 35 км и триумфаторами въезжаем — усталые,
но довольные — в родной город Ташкент, сбросив по N-кг веса, и
приобретя взамен тонну счастья...
Ну и ради чего мы
сотворили над собой это «прекрасное издевательство»? Скорее всего — для
удовлетворения здорового честолюбия — ведь и в душе Саши
Евдокимова, и в далёкой памяти автора «Героическое Ферганское
кругосветное путешествие» не перестало быть ярким праздником, который
всегда с тобой. Были и мы рысаками когда-то...
* * *
Технические замечания.
1)
Фотоматериалы данного отчёта есть результат репродукции старинных
негативов и слайдов, посему качество не вполне современное, а как бы
"винтажное". Нижняя точка съёмки объясняется тем, что мой верный
"Спутник 6х6" устанавливался на ближайшую на земле опору для
автоспуска. Вытянуть и сохранить эти картинки надо было
непременно, что мной и было сотворено в 2014 с помощью "мыльницы" Nikon
CoolPix-S4 + ФШ.
2) Весь маршрут — на ладони:
____________
AP, 1983-2014.
|
←
|