«Ферганская вело-кругосветка». 1..5 июля 1983 г



  Важнейшее достижение — «Ферганская вело-кругосветка». 1..5 июля 1983 г. 550 км. Констатирую — из той группы вело-энтузиастов, в которую когда-то я был завлечён моим студенческим товарищем Клюхиным, — все уже остепенились, — кроме меня. Следствием чего и являются мои всё новые и новые небывалые и дерзкие походы. Ясно из предисловия, что не всегда я нахожу достаточно физически подготовленных попутчиков, но зато! — верных своему 32-летнему «командору» на все сто. Александр Геннадьевич Евдокимов, 16 лет, сумел поймать второе дыхание только на третий день авантюры. И это, безусловно, добавляет ему индивидуального мужества и моей к нему симпатии. И закаляет наше общее боевое братство.

  Итак. 1/07. Выезжаем в 6:00. В Ангрене мы были в 14:00. Было тяжеловато, душновато, длинновато. После Ахангарана (уже 50 км пройдено) сделали первый привал, чтобы подкрепиться шоколадкой, и вот здесь в теньке придорожных деревьев — мелькнула мысль отказаться от затеи, пока не поздно. Но эту думу вытеснила другая — «будет потом стыдно!» Миновали колоссы Новоангренской ГРЭС — такие поднебесные из бетона сделанные трубы и гигантские конуса градирен. Недалеко от этого места — чистый канал. Конечно, купаемся.


  В Ангрене (после 100 км езды) хотелось подкрепиться как следует, и вот мы поглощаем по пять чебуреков на рыло. 16:00 — вперёд, в неизведанное. Действительное совсем не похоже на ожидавшееся. От восточной границы Ангрена до  точки «33-й километр» на самом деле 40 км. Серьёзный и седой Бабайтаг строго следит за нами слева.








  Минуем водохранилище по правую руку, весьма живописное но без изысков, аскетичное. Въезжаем в каньон р. Ангрен, весьма суровый, вначале подавляющий, затем восторгающий. Скалы нагромождены почти вертикальными стенками с раскраской преимущественно красных оттенков. Дорога дарит спуски и подъёмы, которых всё-таки больше. Платим градинами своего пота за каждые взятые сто метров.






 

  И вот в 21:00 достигаем моста через реку Ангрен. Означенный мост и  выводит нас на левый берег к началу подъёма на перевал Камчик. Сашка-младший, не притрагиваясь к благоуханному пакетному с тушонкой ужину, что я от души готовил на "Шмеле",  валится в мертвецкий сон........



 

 2/07. Спешим с утра, но двигаться начинаем только в 10:00.

Утро нас вынимает из сна...
Ах, как спали мы сладко.
Выползаем на волю. Тесна
Наша мини-палатка.

Разгорается день. Шум реки
Окончательно будит.
Мельтешат у воды мотыльки.
Нынче жарко нам будет.

Горы цепью пред нами стоят,
Но намеренья твёрды.
А у великов спицы блестят
И рогатые морды...

 

Дорога сильно забирает вверх.

Пешком толкаем велы, тактика знакомая.


 

Через час движения по асфальту вдоль над ущельем Камчиксая (идём чётко на юг) ——

взорам открывается перевальная седловина. Где-то в 12:00 достигаем подножия главного серпантина.


 

Серпантина без счёта витки
Дарят нам наслажденье.
Разгорается день. Шум реки
Уж затих в отдаленьи.

Облака над горами парят,
А на склонах — их тени.
Путь нелёгок наверх двух ребят
Средь полуденной лени.

Припекает Светило... как вдруг —
Синь небесного свода
Меркнет вмиг... Дождь вокруг! —
Тучи льют на нас воду.

Как пронзительно радует душ! —
Хоть не раз так бывало, —
Это ведь — омовение душ
На пути к Перевалу!

…Когда уминали шашлыки, вдруг налетела огромная куча облаков, одарившая землю кратковременным

мощным ливнем. Не ждём его окончания и начинаем штурмовать перевал Камчик.

Покорили верхнюю отметку 2268 м в 15:00. Отсюда до Коканда 80 км, а от Ташкента 160 км.

 

Спуск одуряющ! Птицами летим по серпантинам над урочищем речки Резаксай.

Всё расстояние до Коканда — только вниз.
Скорость невероятная.



 

Часов в шесть вечера достигаем реки Сырдарья в районе посёлка Пунган. Купаемся. А рядом на мели вздувшаяся погибшая корова... Дальше ехать не сладко по горизонтальной дороге. Санька заявляет: «В глазах тёмные круги» Что делать? Да вот что: только вперёд! 19:30 — Коканд, шашлычная у дороги, насыщение.


 В город углубились на 1 км. Ищем путь на Канибадам, не находим. Но нам подсказывают выезд по обводной дороге. И мы, доехав в западном направлении до пригородных колхозов, сворачиваем на ночёвку в поля. Уж очень мы алкаем отдыха — да и загруженные рюкзаками багажники перевешивают, а велсы стремятся в заметно слабеющих руках сделать «козла». Располагаемся под открытым небом. Отменно в ночи пахнут конопля и полынь, и тихий хоровод звёзд умиротворяет уставших путников…

 3/07. Сегодня надо проехать 130 км до Ленинабада через Канибадам. Я как огурчик — побрился. Щетина не будет цепляться за встречный поток. В 12:00 — Канибадам. В этом месте чаша Ферганской долины сужается — северное и южное горное обрамление доступны обозрению одновременно, чего не было в Коканде, где ширина долины ~200 км. В Канибадаме обед в придорожной столовке, супчик, пирожки, лимонад. В 14:00 берём курс на Ленинабад.

  Через 10 км пути по правую руку появляется Кайраккумское море. С нетерпением вертим педали, желая поскорее сблизиться с берегом. Однако, дорога ни в какую не идёт на это сближение. И, вместе с тем, асфальт размяк под солнечным пеклом. Дорога вихляет вверх-вниз. Не подарок — этот кусок маршрута. 

В 16:00 подползаем к берегу моря. Надо бы освежиться, и мы лезем через ж/д пути направо наобум к воде. Перед кромкой прибоя попадаем в болото — постоянно заливаемый низкий южный берег. Чтобы принять омовение, надо заходить метров на 50. Вода, вследствие вчерашнего шторма — мутновата. Но всё равно испытываем наслаждение. При дальнейшем движении мы обнаруживаем более легкодоступный чистый пляж за 10 км от Ленинабада.




 

После этого движение сильно замедляется лобовым злобным воздушным потоком и горкой. Так что в  городке Чкаловск под ЛНБ мы оказываемся уже в 20:00. Кушаем мороженое и пьём восхитительный лимонад в городском парке. Ночуем на белых простынях, приняв душ в доме Викторова Степана Викторовича, друга молодости моего отца. Достойный мужчина, узнав меня (!) радушно нас принял и даже стопочку поднёс. Рекомендательное письмо его растрогало и, безусловно, сработало.



 4/07. 8:00 — ЛНБД. Лихо проносимся по улицам сияющего советского города. Мимоходом, вследствие спешки,  с сожалением глядим на радушно распростёртые объятия разнообразных магазинчиков с чудесным шмотьём и вкусным хавчиком...

Но мы быстренько выезжаем из города на ту же трассу, где мы ехали в полудрёме с другом Клюхиным 2 года тому назад. Предстоит прокрутить ещё + 40 км до Бекабада.  Но на этот раз мы забираемся на перевальчик, отклонившись южнее влево от того давнего курса. Мучения окупаются — дальше только вниз.



Вдоль дороги всё реже, но всё-таки попадаются артезианские насосы, качающие наверх прохладную солоноватую воду. Это нам помогает. Не пропустили ни одной почти поилки и восторгаемся прекрасным древним "гранд-каньоном" реки  местного значения Нау.



В 12:00 въезжаем на плотину Фархадской ГЭС.



Затем в Бекабаде находим столовку и на предпоследние гроши смачно обедаем борщом на первое, котлетками на второе и компотиком на третье.

 В 14:00 труба зовёт— пора в Ташкент! Дорога — душегубка, ведь мы  едем в самую чиллю. Скорость 12 кмч, а до Буки ещё 70 км. Встречный такой жгучий северо-западный суховей здорово нас тормозит. Педалируем на север. Слева — манящие чистые старицы Сырдарьи, далековато. Справа — Кураминский гребнь колеблется в мареве, очень далеко...



Где же ты, Бука?! Изнемогаем, мучаемся, спицы наших двух верных велосипедов —  четырёхскоростного "Спутника" и односкоростного "Урала" с регулярностью  1шт на 10 км начинают  рваться... В 19:30 въехали в Буку после этих солёных километров. На последние 20 копеек берём буханку хлеба, чтобы ещё через 15 км за 1,5 часа уничтожить её на берегу Ташморя. Там, на пляже, обессиленные, — ложимся на ночёвку, даже не искупавшись. Комары милосердны.

 5/07. С утра в темпе преодолеваем жалкие оставшиеся 35 км и триумфаторами въезжаем — усталые, но довольные — в родной город Ташкент, сбросив по N-кг веса, и приобретя взамен тонну счастья...

 Ну и ради чего мы сотворили над собой это «прекрасное издевательство»? Скорее всего — для удовлетворения здорового честолюбия  — ведь и в душе Саши Евдокимова, и в  далёкой памяти автора «Героическое Ферганское кругосветное путешествие» не перестало быть ярким праздником, который всегда с тобой. Были и мы рысаками когда-то...

* * *

Технические замечания.

1) Фотоматериалы данного отчёта есть результат репродукции старинных негативов и слайдов, посему качество не вполне современное, а как бы "винтажное". Нижняя точка съёмки объясняется тем, что мой верный "Спутник 6х6" устанавливался на ближайшую на земле опору для автоспуска.  Вытянуть и сохранить эти картинки надо было непременно, что мной и было сотворено в 2014 с помощью "мыльницы" Nikon CoolPix-S4 + ФШ.

2) Весь маршрут — на ладони:



____________
AP, 1983-2014.