В ВЫШИНЕ

 

     Минуя бесовскую хитросплетенность и зачаточную недостроенность технических помещений фундамента, взбираемся на первую ступеньку вверх бегущей лестницы. На первой долго не задерживаемся. Скорее вперёд. Это начало очередного невероятного предприятия, в котором я был замешан.

     Пролёт за пролётом размеренными уверенными шагами отдаляемся от поверхности земли. Уже замучились считать зигзаги этой лестницы… но, наконец, поднимаемся до уровня прикрепления треножника к основному стволу. Это — "Ташкентский Эйфель"  — новая телевышка. Ноги имеют форму гигантских конусов, ориентированных остриями вниз. Там, внизу, они упираются в мощные бетонные подушки; здесь, на отметке "100 м" они ленинградскими монтажниками надёжно приварены к стволу стального дерева. Достигаем первой шайбы. Здесь будет ресторан диаметром примерно 15 метров. Всё ещё в очень незавершённом виде. Ржавые лужи дождевой воды. Гуляет ветер. Сталь поёт. Следующие 150 метров подъёма будем двигаться по винтовой линии.

     Шаг за шагом приближаемся к следующей шайбе, нарезая витки вокруг ствола. Успеваем выглядывать из этого лабиринта на город. Восторг! Ну вот мы достигаем второй шайбы. Она составлена пятью, кажется, этажами диаметром около 15 метров. Что здесь будет? Скорее всего — аппаратная связи и прочей технической начинки. На четвёртом этаже имеется овальный люк — вход в шпиль. Но пятый этаж — основание шпиля — доступен лишь по временному вертикальному трапу, висящему над пропастью глубиной 270 метров. Страховкой, значит, будет только хилое ограждение трапа. Двухметровый трап опасен, но так хочется попасть на крышу-"тюбетейку". Полезли, слегка помявшись. Вниз не смотреть!

     Помимо воли движения мои становятся тщательнее и как бы замедляются в пространстве-времени... Вот и тюбетейка. Выше — только стометровый шпиль. Под нами город. Все его проблемы отсюда выглядят микроскопично. Людишки — букашки. Транспорт — ползающие жуки. Граница смога уже ниже нас.  Ветер дует от гор, с востока. От Чирчика  ткётся рыжий шлейф двуокиси азота, и этот "лисий хвост", расширяясь на запад, льнёт к земле на северо-востоке Ташкента. Между Чирчиком и нашей вышкой дымят три огромные трубы ТашГРЭС. Вся эта прелесть наползает на нас.  Чиланзар утонул в смоге. Над Юнусабадом чисто. Чаткальский хребет сине-вороного цвета и покрыт чистым снегом. Виден и Кураминский далеко на юге. Эта живая карта восхитительна! Но сложновато с воздуха опознавать, идентифицировать объекты, так хорошо знакомые по земным ракурсам. Здесь все чувства становятся лёгкими, тонкими, оторванными от земной суеты… Высотные здания вызывающе вознеслись над крышами остального жилого фонда. Старая телебашня — внизу. На северо-западном направлении развернулась панорама волн казахстанских степей. Волны убегают в невидимость… и с той стороны мы видим заходящий на ЛИС не докрашенный самолёт Ил-76  — это просто уникальный кадр… Время !! Опять по трапу возвращаемся на четвёртый этаж.

     И там после короткого совещания решаем восхождение  до макушки. Вступаем во тьму  люка и оказываемся внутри шпиля. Начинается самое значительное —  исключительно по вертикали и только вверх. Внутреннее отверстие сужается с набором высоты. Темно, масляно. Балки, уголки, перегородки — того и гляди, какой-нибудь бес треснет по кумполу. Однако! — снаружи-то казалось близко. Теперь же только боль в мышцах, да неистовое желание добраться во что бы то ни стало. Лесенка имеет защитное ограждение, к нему можно время от времени прислонять изнеможенную спину, утирая пот с лица. Прём дальше. Представлялось, что взлетим с лёгкостью — где уж там! это адский труд.

     Время от времени — овальные люки наружу. Хочешь — лети. Берусь осторожно изнутри за край такого люка и выглядываю на свет божий. Тюбетейка уже далеко, а верхушка ещё не близко. Из люка я высунулся на полкорпуса. Внизу вьётся речка и копошится город. Заманчиво полетать, хотя бы и в последний раз. Взгляд мой останавливается, зрачки сужаются, в руке покалывание… Разжимаю пальцы. Упругая воздушная струя врывается в лёгкие. Сердце летит всё-таки быстрее остальной плоти и земли коснётся раньше. А душа-то мчится в то же время в обратном направлении. Это было бы самым дурным, но и самым счастливым мгновением. Но я всунулся обратно и продолжил подъём.

     Вот он, последний отрезок — надёжно приваренная к другим цилиндрическая труба длиной 20 метров и с внутренним диаметром в один метр, даже меньше и толщиной стенки семь сантиметров и даже больше. Крановщик Шамиль, наш проводник — уже наверху. Вытягиваю последним деревянным усилием себя наружу. Над головой — флагшток высотой пять метров. Под ногами — дырявый пол круглой беседки, сваренной из арматурин. Ограждение. Красные светильники. Через просветы решётчатого пола зрим на  преодолённую нами высоту и попираем пятой всю земную суету внизу. Ревёт ветер. Шпиль весьма заметно раскачивается. Холодок под ложечкой от этих качелей. В голове шум. Надо его унять, этот шум. Надо смотреть вниз и вдаль и великолепным наслаждаться видением. Сердце стучит, пожалуй, слишком рьяно  — волнуется. Высота  — Триста Семьдесят Метров!

     Солнце ушло, ложится мгла, появляются бриллиантовые россыпи — это включили в Ташкенте освещение. Сказка и фантастика. Нет, это явь, всё-таки! Валера делает с флагштока прощальный портрет Саши и проводника Шамиля в беседке, и после рукопожатия мы начинаем отступление. Внизу нас ждут велсы. На наше путешествие, этот "мэджикэл мистери тур" в оба конца потрачено три с лишним часа. Ха-ха! Теперь мы — отчаянная троица, безбашенные герои , но... зато с Башней!

19/03/1982


Юнусабад


Энгельс кучаси ва Бозсув


Валера


Валера и Саша на фоне Центра


Саша на фоне ТЭИС


Шамиль на фоне Старого города


Улица Энгельса


Саша на фоне Ботаники и Кызылнуры


Центр и Чиланзар


Шамиль и Саша и Валера на макушке 370 метров


Дымит ТашГРЭС


Бадамзар и Курама; Смеркается


Ночные огни


Спутниковый вид

Оглавление...