БАДАК - ИХНАЧ - 1993

Ежегодный традиционный длинный августовский поход совместными с друзьями стараниями состоялся. Уже не могу жить без горных авантюр, так и тянет в неизвестную дальнюю даль. Выдвигаемся из Ташкента 8-го августа 1993 года двумя группами: первая — Загит + Ткаченко (15л) + Радик(14л) = юнусабадские пешеходы; и вторая — дядя Саша Панов + Станислав Баранов (13л) = лисуновские велотуристы (велсисты).

К вечеру того безоблачного воскресенья после вело-трудов от Ходжикента через перевал Кокбель и до Чокмоксая мы со Стасиком присоединяемся к нашим пешеходам. Здесь возле речки Чокмоксай команда сливается в пятёрку и после скромного ужина укладывается на душную ночёвку. Следили за полётами болидов от Персея, чиркавших нежные небесные покровы пульсирующей летней ночи...

Утречком 9-го Загит со своими подопечными отбыл вверх по Пскему на проходящей мимо бортовушке. К трём часам дня наша вело-двоица, преодолев ~30 км грунтовки, настигла их в посёлке Такаянгак ("Орехово-Козлуево"). Нахмурившееся небо салютовало нам невероятным грозовым разрядом! Толстенный жгут молнии ткнулся в левую стенку пскемского каньона прямо напротив нас на расстоянии ~150м. Это было потрясающе-оглушительно! Навестили Омонкула и оставили у него в сарайчике свои велсы. И вот уже под вечерок снова в пятёрошном составе, перейдя через такаянгакский мост на левый берег, вышли на маршрут вверх по Пскему. Припустил дождь. Похолодало. В шесть часов вечера земля пошла ходуном — второй салют стихия выдала из своих недр ~4..5 баллов. Деревья раскачались от этого удара, а в дальних горах посыпались камнепады.

Снова дождь. Ночуем в глинобитной хибаре пастухов. Копоть, вонь, крысы по чердаку толпами и сволочи визжат, как оглашенные. Мы разлеглись на деревянных нарах и в страхе жмёмся друг к другу. Всю ночь шуршал дождь по соломенной крыше.

Утро десятого. Без осадков, облачно. Угамский гребень украшен снегами, которых вчера не было. Рваная облачность курсирует по высоте — то поднимется, открывая горизонты, то заволакивает землю. Приближаемся к устью Бадаксая, снова орошаемые всепроникающим туманом... Вот мы на чабаньей стоянке. Ребята и Загит пьют молочко. Ждём разъяснения в небесах и отправляемся вверх по Бадаку. Форсируем сай и вскоре достигаем двух нижних чудесных озерков со сверхпрозрачной до черноты водой ("кора сув"). Затем группа растягивается вдоль русла. Впечатление, что экспедиция превращается в "тяни-толкая" — не все сильно рвутся на заявленный кольцевой маршрут, кроме Саши и Стаса. Эти двое и за ними Радик к четырём часам достигают колоссальной завальной плотины, образующей озеро Бадак. Фоткаемся на гребне плотины на фоне Бадак-Куля. Загит и Ткаченко подошли через час и известили об отказе от дальнейшего маршрута. Без особых конфликтов мы со Стасом снова превращаемся в отважную двойку и уходим дальше и выше, оставляя троих на озере...

Ну конечно, я бы проклял себя, если бы променял свою романтическую палатку "Малютку" на порядком загаженный хлев на озере — заброшенный полуразрушенный убогий вагончик геологов. Так что вдвоём с отважным тинейджером Стасиком продолжаем дело, которого алкали все предыдущие месяцы...

...Немудрящий, но отменно вкусный ужин на костерке. Уютно в палатке, и она зацеллофанена от дождя. Стасик оказался энтузиастом во всём, что бы я ему не предлагал. Без нытья и ломанья — и по кухне, и по костровому и палаточному хозяйству, и по тому, как нам улечься в "Малютке". Ночь была страстная — сперва чудо-звёзды и затем опять проливной дождь, и сладкий сон под его аккомпанемент, как плаванье в лодке по волнам фантастики и реальности, соскальзывая в пучины и поднимаясь на гребни...

Одиннадцатого к девяти часам утра упаковались и двинулись в сказку (перед тем поглотили сильно сладкого чайку кружек по нескольку и очухались от небольшой слабости). Упорные и отчаянные. Тропа скоро растворяется в нагромождении каменных препятствий. А чего мы хотели достичь? Вот именно: неизвестности и дикости. К двум часам оказываемся в здоровенном цирке в верхней трети сая. Карта была права во всём — мы справляемся с ней на каждом привальчике и радуемся совпадениям и всем новым чудесным ландшафтам...

На исходе дня засекли в верховьях долины седло нашего ключевого перевала "Ложный", который не хотелось бы так называть ввиду того, что он именно приведёт нас к Ихначу, поэтому переименуем его на "Коксу-Баши#". Устали мы с птенцом порядочно, однако в полной гармонии воздвигаем для очередной ночёвки наш походный вигвам на холме под перевалом в борьбе с бешеным налетевшим ветроганом...

Двенадцатое. Решающий бросок предстоит на сегодня. Слева по ходу, севернее, — скальный барьер водораздела Бадак-Пскем. Справа — более крутой скально-травянистый склон, за которым на юге — долина Коксу. Между этими бортами — изнуряюще-длинный снежник, ведущий на наш перевал. Очень долго ковыряемся на нём и уже за-полдень подползаем к "Коксубаши#" 3500м. Мелкий щебень течёт. Те, которые идут по склону в ~40 градусов, стекают вместе с ним, буксуют. От кромки снежника до кромки перевала добираемся за 45 минут при наборе около 100м.

Стас машет мне конечностями, указывая путь. Я отстал на 15 мин, но вот мы достигли замечательной наивысшей точки 3500 м , и это половина запланированного пути...

Такой пьяный ветер! И Высота! Здесь слияние горных рёбер, которые образуют хаотический каркас верхнего коксуйского цирка. Видим всю его величественность, восторгаемся. Отсюда, как с любой истинно возвышенной точки, открываются захватывающе далёкие горизонты. За перевалом Коксубаши-I купается в солнце долина Сандалаша — путь в Фергану. Левее взмыли скалы и снега массивов Агалы/Джаяктор и Бештора. Ещё левее (севернее) блистает Манас... И наш следующий вожделённый перевал Коксубаши-II — на удалении около 3 км за минусом трёх сотен метров высоты...

...Обязательно произведя фотосъёмку, душевно поздравив друг друга с промежуточным финишем, два чудака сваливают на крутой восточный склон перевала и глиссируют по снежному надуву на щебёнку, чтобы траверсировать её по пути к следующему перевалу. И тут из налетевших туч сыплется, очень обильно! — снежная крупа вперемешку с крупным градом. Настоящий небесный обвал. Стас собирает пригоршни града, а сурки мензбиры разбегаются из-под ног по своим норкам. И когда мы через час добираемся до следующего седла, промокшие до кишок, — огромная радуга между отрогами Ихнача умиротворяет наши взоры. Даём дубаря, зуб на зуб не попадает. В аварийном порядке, добравшись до выположенного пригорка, ставим палатку. Все наличные утепляющие средства пускаем в ход. Очень хороша горизонтальная площадка, наш домик на ней — как влитой...

Облачные валы снесло на восток, где они разлеглись ватным жгутом как раз на острие гребня над Ихначём... В сумерках кочегарю "Шмеля". Молодой чабан подъехал на коне пообщаться и удалился вниз, с ним здоровенные псы-волкодавы... Затаскиваем примус в палатку, это нагнетает тепло и бензиновый уют. Ну, вроде спасены...

Тринадцатое. Долго пробуждаемся. Утро безмятежно-ясное. Где вчерашняя холодрыга и хмурь? Чудо-денёк разгорается. Пропустим внутрь нашего убежища солнечный лучик. И подставим под его почти интимную ласку закоченевшие телеса. Как хорошо. Лень, истома. Ну, к десяти вроде бы накайфовались. Мои электронные часы безвозвратно промокли. С этого момента время будем вычислять по высоте Солнца и по числу протопанных шагов...

Свернув манатки, трогаемся. Вновь удивляемся своей мудрости, когда маршрут чётко совпадает с картой. Стас развлекал меня сказкой про Красную Шапочку, обильно удобряя рассказ матерщиной. Я бросил попытки его урезонить, вспомнив совет Дж.Родари: "дайте им выпустить пар где-нибудь вдалеке от цивилизации"... Приблизительно в два часа дня в глаза нам брызнула бирюза Ихначкуля. О, да! Водоём потрясает великолепием. Крутые берега уходят под поверхность чистейшей воды, и видно продолжение скальника, уходящего к тёмному недосягаемому дну...Идем траверсной правой (восточной) тропой округ Ихначкуля. Настырные собачки пастухов вот-вот за пятки схватят, но отстали, наконец. А вот и осыпная плотина — невероятный, но красивый хаос щебня и каменных глыб.

Вечером после плотины и нижнего озера появился арчовник — видать, сбросили по высоте метров триста. Продираемся через тугаи, и кривые корни, и валежник, тропа потерялась. Не продаться... Видать, силы уже покидают нас...Поскольку день клонится к ночи, даём задний ход и за полкилометра до бурелома ставим лагерь. Придём с утречка на малое озеро искупнуться и пособирать зверобою для мамы... И вновь бивачные хлопоты, но не столь авральные, как вчера. И тихие воспоминания из детства, как мы ходили в кладовку по колено в снегу за мочёными помидорами и огурцами для родителей.

Четырнадцатое. Возвращаемся из царства Морфея и отправляемся по тропинке обратно к Малому Озеру. Свежее солнечное утро. Ну хоть разок мы обязаны окупнуться в святом Ихначе. Да, это десятисекундное купание продлевает жизнь на один год. Я нырнул, а Стась помочил только зад, но и это есть героизм. Я рад, что он не отказался покреститься. Консервируем на фотик сказочные здешние красоты. Возвращаемся в лагерь, набрав по пуку целебного зверобоя. Мы завалились в палатку и дрыхнули там пару часов. И все наши рёбрышки и жилки прожарились, как для хорошего шашлыка...

Около полудня свернули стоянку и ринулись вниз по Ихначу. Пробуем уйти через поток направо. Опасно. У реки здесь скок бешеный. Идём вдоль по левобережью. Не то слово идём, продираемся. К вечеру выруливаем на тропу, она сама пришла к нам с правого берега. Удаление от плотины — семь-восемь км. Сейчас, уйдя от русла вверх, должны повстречаться с большим левым притоком. Есть рандеву. Здесь ночуем.

Пятнадцатое. Оперативные сборы. Прощай, Ихнач. Тропа забирается почти вертикально на левый крутой склон. К обеду (которого не будет — всё почти съели!) мы выдюживаем на перегиб склона. Что перед нашим взглядом? — громадная долина Пскема, мы над нею летим аки птицы. (Седло нашего "обзорного" перевала будем зреть вплоть до Такаянгака). Вот такой сюрпиз под конец маршрута! Ненасытно разглядываем живую карту. Рукопожатие героев зафиксировано на фотоплёнку. Сваливаем вниз с сожалением — больше никогда, кроме снов, это нам не привидится...

... Тропа вниз постоянно оказывается перегруженной буйным травостоем — мальва гигантская и шершавая. Наши копытца уже горят, но заменить шорты на брючки при ужасной жаре мы не в состоянии... Мне "двойка" — перед Семисазсаем направил движение не в ту степь. Выбираемся на плато с яблоневыми садами и начинаем пожирать плоды прямо с деревьев. И через полчаса благополучно устраиваемся ночевать у Пскемсая, притока большой реки Пскем...

Шестнадцатое. Завтракаем, и даже печём две последние картофелины. К полудню достигли посёлка Чакак. И уже его миновав, возвращаемся по просьбе Наримана (местного учителя русского языка) побеседовать на айване... Затем добрались к часам трём до Омона/Такаянгак. Ещё одна ночёвка под небесным пологом.

Семнадцатое. С утра зарезинились — велсы подкачивали, мёд у Ишпулата покупали (3тыс за килограмм). Помчались в обратный путь с ветерком, но в Нанае нас встретил лобовой ветродуй. Помучились. Опоздали в Ходжикент к поезду последнего рейса, звякнули в Ташкент, чтобы успокоить домашних. Ночевали в вагоне первого утреннего рейса с выбитыми стёклами, воюя с полчищами саранчи. Восемнадцатого августа электропоезд нас привёз домой.

Живая история наших приключений запечатлена в дневниках, душах и слайдах.

Смотрим слайд-шоу
два отмеченных *** — фото френдов на ФБ

***

Перевал "Ложный 3500м/Коксубаши#"
под панорамой — линк на интерактивную "кругораму"